Бриллиантовая Зинаида // Культура. 2009. 14-20 мая

Ирония и острый ум Зинаиды Максимовны Шарко непременно избавят юбилейный вечер в ее честь от ненужного пафоса. А юбилей у выдающейся актрисы сегодня, к этой дате на Малой сцене БДТ имени Г.А. Товстоногова, театра всей ее жизни, возобновляется легендарный спектакль "Кошки-мышки" И. Эркеня, поставленный впервые в 1974 году режиссером Ю. Аксеновым.

Звезда российского театра, одна из компании блестящих питомцев Ленинградского театрального института, в частности, педагога Бориса Зона (среди его учеников - и Сергей Юрский, и Наталья Тенякова, и многие другие), Зинаида Шарко вот уже более пятидесяти лет служит в БДТ. Те, кто видел ее Тамару в володинских "Пяти вечерах", обречены не забыть это впечатление до конца своих дней. О том, как она пела под гитару в спектакле, поставленном Товстоноговым в 1959 году, романс "Миленький ты мой...", написано в учебниках. Молодая Шарко обладала еще редкой, "несоветской" красотой: точеная фигура, копна роскошных светлых волос, очаровательный прямой носик. Эта ее нездешняя привлекательность отчетливо бросалась в глаза в талантливой черно-белой картине Киры Муратовой "Долгие проводы", где актриса играла главную роль с поистине итальянским шиком и вместе с тем - с абсолютной российской душевностью. Дар Зинаиды Шарко между тем имеет весьма широкий диапазон. Она - превосходная комедийная актриса, что не раз демонстрировала и в спектаклях, и в кинофильмах. На заре своей карьеры в БДТ она в пару с Юрским (Адам) играла Еву в "Божественной комедии" И.Штока, и об этой сногсшибательной паре тоже ходят легенды до сих пор. Рассказывают и об убийственном обаянии этих двух "прародителей человечества", и о поразительной для тех лет сценической свободе, и о необычайно веселом драйве, исходившем от их игры. Красота и "порода" сочетаются в Шарко с живым умом и беспроигрышным чувством юмора. Одна из лучших в уникальной товстоноговской плеяде, актриса всегда обеспечивает роль содержанием собственной личности. Каким бы точным, острым и жанрово разнообразным ни был рисунок образа, за ним неизменно просвечивает склонная к раздумьям, рефлексии и самоиронии женщина, чертовски умная и чертовски обаятельная. Возможно, в этом ее свойстве и кроется причина того, что актриса не очень много снималась в кино. Ее приглашали лишь те режиссеры, которым не мешала ее уникальная "самость", напротив, была нужна, чтобы сделать картину как можно менее ширпотребной. Хотя именно в последние годы она снималась больше обычного и снискала ряд престижных наград ("Ника" (2000), "Золотой Овен" (2000), приз за лучшую женскую роль на IX Фестивале кино стран СНГ и Балтии, премия за лучшую женскую роль на IX Фестивале российского кино (г. Онфлер, Нормандия, 2001), премия "За лучшую женскую роль" в Монте-Карло на крупнейшем в Европе Международном фестивале телевизионного художественного кино (2001). 

Несколько лет назад мы увидели Шарко в спектакле "Квартет" Р.Харвуда, в роли Сессилии Робсон. Главным достоинством этой немудрящей во всех отношениях постановки был, конечно, ее актерский состав: Лавров, Фрейндлих, Басилашвили. Шарко среди них едва ли не лучшая. Ее героиня в первые минуты напоминает девочку, постаревшую внешне, но совершенно не повзрослевшую внутри. Разодетая в не по возрасту пестрые тряпки, Сессилия появляется, слегка пританцовывая. И в этом полутанце, с одной стороны, - верно подмеченное свойство менталитета героини (кто не слышал об американских пенсионерах с их помешанностью на здоровом образе жизни), а с другой - неизбывное озорство самой актрисы, на пороге своего солидного юбилея сохранившей уникальную способность радоваться жизни и не бояться любых предлагаемых обстоятельств. 

Зинаида Максимовна - замечательная рассказчица. Чего стоят лишь одни наблюдения за поклонницами ее звездных партнеров по сцене, которыми она как-то поделилась в телепередаче! Она разделила влюбленных в артистов дам на категории, и эти категории безошибочно выдавали облик и тип личности объекта поклонения. "У Стржельчика - изысканные, надушенные дорогими духами женщины, у Лаврова - трудовые, простые тетки, у Юрского - сумасшедшие, прокуренные театроведки..." - так это примерно звучало.

 

Зинаида Шарко, конечно же, являет собой блестящую эпоху в истории отечественного театра. Хотя сама актриса наверняка еще не раз будет острить по поводу подобных заявлений.

 

Наталия КАМИНСКАЯ

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий