Московский Д. Штиль с характером шторма // Петровский курьер. 2008. 18 февр. №6

Григорий Штиль – один из тех, легендарных «птенцов гнезда Товстоногова», игравший на сцене БДТ в период его расцвета. Несмотря на годы, он все также весел, оптимистичен, фактурен. Полное противоречие своей фамилии (по-немецки «штиль» значит «тихий»). 

Григорий Антонович встречает нас на проходной знаменитого театра. В глазах огонь, на щеках румянец. Нет, не грим, до репетиции еще есть время. Штиль в предвкушении встречи. С нами и... новым шкафом-купе, который артисту вот-вот привезут домой. А он в театре, с прессой! "Ничего, без меня справятся, - улыбается Штиль. - Хотя волнуюсь, вдруг, что не так?". Георгий Антонович обживается на новом месте. Петроградская сторона, последний этаж высоченного старого дома. "Красота неимоверная, - восторженно говорит артист, - вокруг старые петербургские крыши и небо, какое громадное открывается небо! Люблю ночью смотреть из окна спальни. У нас многое видно. Салют над Стрелкой, над стадионом "Петровский".

- Мы, конечно, не первые, кто задает вам этот вопрос. Откуда ваша фамилия "родом", есть ли у вас немецкие корни?

- Корни, без сомнения, немецкие. Отсюда и такая фамилия. Но, предки, которые известны мне, все местные, то есть жили в России. И, как это принято у нас - не помнящие родства. Я дальше деда своего никого не знаю. Он жил на Украине, был мельником, служил у какого-то местного помещика. Звали деда Иван Иваныч. Просто, без изысков. Только вот фамилия... Немецкие корни сослужили нашей семье плохую службу. Моего батьку не брали в народное ополчение, он пять раз пытался подать прошение. Ни в какую! Так всю войну и блокаду он и провел в Ленинграде. 

- Ваша фамилия - как театральный штамп, персонаж с "говорящей" фамилией...

- Вряд ли моя фамилия помогла чем-то в театральной практике. Здесь на это не обращают внимания. Не все ли равно фамилия Тихий или Громкий. Хотя фамилии немецкие, еврейские, татарские не очень-то в моде были в свое время. Мне даже как-то предлагали сменить фамилию. Я отказался, она мне нравится. У меня две племянницы, так и то они носят фамилию Штиль - поменяли на нее свои. 

Что касается "говорящей" фамилии, то моя фамилия "заговорила" совсем в ином месте, не в театре. Давно это было. Служил я в армии. Летал на ИЛ-28 стрелком-радистом, это были пикирующие бомбардировщики. Честно доложу вам, плохо усваивал азбуку Морзе. И я открытым текстом начал передавать сообщение. А это было категорически запрещено. 50-е годы. Командир кричит: «Кто это там?». Ему в ответ: «Какой-то Штиль». «Я из этого Штиля шторм сделаю!»

- Как вы считаете, вам и другим маститым есть на театральных подмостках достойные приемники, современная талантливые актеры?

- Конечно, без сомнения, есть. Приходят хорошие, умные ребята, неплохо образованные. Они знают гораздо больше, чем мы в их возрасте. И они более раскрепощенные, свободные. Это здорово! Вот, например, Андрюша Носков. Он из той плеяды молодых да ранних, кто сам себя сделал. Сам себя выпестовал как артиста. Что-то дал театральный вуз, а что-то самообразование. Вы знаете, господа журналисты, что Андрюша  ради работы над собой, выезжал в Германию и был там уличным клоуном. И деньги, и практика. Сам себе шил костюм, сам себе был режиссером, все сам. А это колоссальная практика. И это правильно. Актер должен, как спортсмен, себя постоянно тренировать. 

- У вас в послужном списке 180 фильмов! На простое перечисление всех ваших картин уйдет больше места, чем на это интервью. А были ли такие роли, от которых актер Штиль отказался?

- Были. Были и такие отказы, о которых я сейчас жалею. Один из таких - знаменитое "Белое солнце пустыни". Да, да, я мог там сняться в роли офицеришки, которого персонаж Павла Луспекаева, таможенник Верещагин, выбрасывает в окно. Кстати, Пашу в этот фильм я пристроил. Я раньше него получил сценарий. Читаю и вижу Пашу в главной роли. Узнал, что на тот момент на роль таможенника особых претендентов не было, и уговорил его позвонить режиссеру. Я обожал Павла и всегда чем мог помогал. Ведь Паша тогда почти без ног был, без ступней. А играл как черт. 

- А вы-то почему от фильма отказались?

- БДТ тогда работал над очередной "громкой" премьерой. Тихих премьер у нас не было. Пришлось выбирать: или мой родной театр, или эпизод в новой ленте. Выбрал театр. И не жалею. Жаль одного - совпало все это в одно время.

 

Беседовал Дмитрий Московский

 

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий