Пресса о спектакле «Васса Железнова» по пьесе Максима Горького

Спектакль «Васса» в БДТ, это, конечно же притча. Притча обстоятельная, где действие разворачивается и на уровне заземленной повседневности, и на уровне астрала метафор и образов, которыми режиссер Сергей Яшин и художник Елена Качелаева наполнили спектакль.

Действие происходит на пароходе, напоминающем Ноев ковчег, где каждой твари - по паре. Точнее – в каждом персонаже двойственность какая-то присутствует. О них и невестка Вассы, Людмила говорит: «Люди вы не злые, а любви нет…». Сам ковчег трещит по швам и вопрос только в том - бросить погибающее судно, и спасаться в одиночку, или, ухватившись за снасть, до конца следовать приказам капитана. Делай что должно и будь что будет… В любом случае, далеко не всем удастся спастись. Действие разворачивается в узком семейном кругу Железновых, вокруг смертного одра главы семейства - купца Захара Ивановича Железнова, Вокруг его наследства. Безмолвный Захар Иванович в исполнении Василия Реутова, статью и манерами поразительно похож на белого адмирала Александра Васильевича Колчака. Он присутствует на сцене как белый призрак, воспоминание о чем-то прекрасном, далеком и благородном, что утеряно вырождающимися потомками. Новый капитан ковчега - Васса Железнова, вызывает решительную симпатию, переходящую в сострадание. Роль такого уровня и с такими подтекстами, пожалуй, под силу только Светлане Крючковой, которая триумфально вернулась с этим спектаклем на родную сцену БДТ. Вот она – воплощенная матушка - Россия, суровая к своим беспутным сынам – дочерям, а все же, страдающая за них, бестолковых. Да их же – детей своих - и карающая. Раньше был Хозяин – Захар Иванович. Крепко держал хозяйство. Такому Васса и сливки с сапог слизывала. За честь считала! А теперь каждый норовит свой кусок оторвать, каждый сам себе хозяин. Ни страха, ни уважения…. Для Вассы дело спасения «дела», то есть наследства - смысл и оправдание ее жизни, и смерти тех, кто это наследство хочет растащить, распылить, растранжирить. Единственное, что временами объединяет членов семейства Железновых – это русская песня, которая на мгновение преображает каждого, создает иллюзию единения… Но, мгновение проходит и песня – молитва срывается в крик, в истерическое – «Отдайте мне мое!». А белый призрак Захара Ивановича – Александра Васильевича безмолвно и с укоризной бродит среди своих потомков, не понимая - как такое могло произойти, к чему все это?

Не удались Вассе – России ее дети. Может, внуки удадутся? Ради них Васса Железнова готова вести дальше свой разбитый, но уцелевший ковчег. Их она видит своей новой командой.

Все бы, наверное, было правильно, только «любви нет». И не потребуют ли подросшие внуки «свою долю»? Слабым лучом надежды в спектакле светится образ Людмилы, единственной, искренне и безоглядно любящей и принимающей Вассу. Но несмотря на старания режиссера и вдохновенную игру молодой актрисы надежда эта очень зыбкая и неопределенная.

Ильинский А. Васса Железнова // Зрительный ряд. 2007. 16-28 фев. № 4.

 

 

Настоящей русской классики за годы театральных реформ, кризисов и поисков театрами новых форм на наших сценах значительно убыло. И зритель по ней явно стосковался. Так что курс, взятый АБДТ имени Товстоногова на претворение золотого фонда отечественной литературы в спектакли, оказался удивительно верным.

Последние две премьеры - «Станционный смотритель» и «Васса Железнова» бесспорно, будут пользоваться спросом у публики... […]

Премьера горьковской «Вассы», напротив, явно «взрослая». Предновогодние настроения лишили ее зрительского ажиотажа: даже обычной толпы у входа в театр не наблюдалось. Тоже жаль, ибо возвращение на сцену БДТ Светланы Крючковой дорогого стоит. Ее Васса получилась не по-театральному реалистичной, она оказалась живым, совершающим ошибки, искренне не понимающим этого и оттого страдающим человеком.

Спектакль Сергея Яшина, основанный на раннем варианте пьесы Горького, оживил семейство Железновых пением и танцами в постановке Гали Абайдулова. Но все же чего-то не хватает этой постановке, так и не ставшей трагедией целой семьи, хотя сильных актерских работ в ней хватает. Невозможно не отметить Федора Лаврова в роли калеки Павла - сына Вассы. До мелочей точно сыграно и физическое уродство, и страдание от него. Хороша в роли его жены и Варвара Павлова (она же играет Дуню в Станционном смотрителе»). Словно дикий зверек, загнанный в клетку, она то ластится к заточившей ее в неволю Вассе, то в отчаянии ненавидит всех и вся, а пуще всего своего убогого мужа, неспособного сделать ее счастливой. Сильны Геннадий Богачев в роли Прохора Железнова, Ирина Патракова -горничная Липа, загубленная «железным семейством», Мария Лаврова -старшая дочь Вассы, плоть от плоти ее, Андрей Толубеев - управляющий делами Железновых... Все они русские люди - широкие натуры, мечтающие любить и быть любимыми.

Омецинская Е. Недетские трагедии // Новости Петербурга. 2007. 16-22 янв.

 

 

 

В Большом драматическом теперь есть «Васса Железнова». Где же ещё появиться отличной горьковской пьесе, как не в академическом традиционном театре, к тому же много лет носившем имя именно этого советского классика. Истории о мучительных и безуспешных попытках сохранить одновременно дело и дом, когда успешное пароходство есть, а счастливой семьи нет, дело делается, а люди разбегаются, и само дело, затеянное и исполняющееся ради блага ближних, обессмысливается, где под властью не видно любви, а жизнь продолжается только памятью о прошлом, давно миновавшем счастье, и невнятными, беспочвенными надеждами на счастье будущее, – этой истории самое место именно в старом театре. […]

Радуют глаз и душу две женщины железновского рода – Анна и сама Васса. Старшая дочь Железновых в исполнении Марии Лавровой – застывшая, заледеневшая, вымороженная неудачным браком, с сильным налётом провинциальной вульгарности и фальшивого шика. Это мать-тигрица, оживающая только тогда, когда говорит или думает о своих детях, готовая ради них любого, хоть чужого, хоть своего, хоть лучшую подругу, хоть родного брата порвать в клочья. И Васса Борисовна Светланы Крючковой – хваткая, жёсткая, деловая, но не холодная, как дочь, а напротив, яростно давящая в себе пылкость, нежность, стремление крылами накрыть, утешить и успокоить своих расшумевшихся цыплят. Потому что нельзя ей расслабляться – кроме неё никто не справится с делами и не обеспечит будущее семьи.

Минина Е. Ничто человеческое // Империя драмы. 2007. № 3.

 

 

 

С именем Максима Горького Большой драматический театр связан с момента своего возникновения: драматург принимал активное участие в создании театра, формировании его репертуара, и долгие годы театр носил имя драматурга. Обращения к горьковским пьесам — «Варвары», «Дачники», «Мещане», «На дне», «Последние» — всегда становились яркими событиями театральной жизни, и многие из этих спектаклей вошли в золотой фонд отечественного театра. В истории российской сцены было немало актрис, чье исполнение Вассы на многие годы определяло видение этой роли: Серафима Бирман, Фаина Раневская, Вера Пашенная... А петербуржцы до сей поры помнят Вассу Антонины Шурановой в спектакле Театра Сатиры на Васильевском, да и киноверсия с Инной Чуриковой в роли Вассы не утратила своей значимости. Казалось бы, пьеса «Васса Железнова» имеет столь огромную сценическую биографию, что весьма трудно ее обогатить, сделать более значимой.

И все же уникальное совпадение индивидуальности актрисы Светланы Крючковой — творческой и человеческой — с образом горьковской героини позволило по-новому взглянуть на давно ставшую хрестоматийной пьесу.

В спектакле БДТ Васса Железнова — личность энергичная, сильная, деятельная. Режиссер Сергей Яшин в своей постановке всем хорошо известной пьесы размышляет о парадоксах деловой натуры. С одной стороны, это люди созидающие. С другой — всю свою жизнь подчиняют они закону бизнеса, жестко руководствуясь пунктами бюджета. Философия прагматизма, присущая Вассе, зиждется на постулате: верно лишь то, что полезно, и все, что мешает бизнесу, не должно иметь места. Но куда же деть такие понятия, как «любовь», «верность», «сострадание», в какую графу включить понятие «душа»? Трагедия Вассы в том, что разрывается она между чувством и делом, не зная, куда приткнуть свою душу — не попадает она в строку ни доходов, ни расходов. Бизнес вытравил из сердца Железновой любовь, семейные привязанности. В погоне за благополучием она и ее дети утратили душу. Когда же, спохватившись, Васса пытается вернуть утраченное, оказывается, что раздавила она волю своих детей, лишив их инициативы и творческих устремлений.

В ситуации видятся проблемы и наших дней, когда личностная значимость в обществе определяется преуспеванием и материальной обеспеченностью.

В первом варианте «Вассы Железновой» 1910 года Горький исследовал тип нового человека, человека дела. В 1936-м, вновь обратившись к истории семьи Железновых, он столкнул человека-созидателя с революционерами — конфликт Вассы и Рашель стал главным в новом варианте пьесы. Но, по мнению режиссера, не это противостояние определяло положение в стране: ведь Россия тогда кормила пол-Европы, и теперь очевидно, что за революционерами не было правды. Вот потому, соединив два варианта пьесы, Сергей Яшин стремится избежать упрощения, рассматривая глубинные противоречия натуры человека. В судьбе семьи Железновых отразилась драма времени.

Художник Елена Качелаева предложила необычный сценографический образ спектакля: дом-корабль на просторах Волги-матушки, олицетворяющей жизнь, вечное движение России. И корабль здесь — дом Вассы Железновой, попавший в грозный шторм меняющейся эпохи. Почему же этот гигант и его обитатели терпят крушение? Ответ на этот вопрос пытаются найти создатели «Вассы Железновой». Премьера состоится 28 и 30 декабря.

Ткач Т. Васса Железнова // Театральный Петербург. 2006. 1-31 янв.

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий