Ткач Т. "…только одна Алиса" // Театральные вести. 2009. №3

Пожалуй нет в нашем городе актрисы, которую доверительно и любовно величают просто по имени. И все сразу понимают, о ком идёт речь. Ведь в Северной столице нашей, фантастическом граде чудес Петербурге, есть только одна Алиса. Та, которая для каждого своя: неповторимая, чудесная, необыкновенная, очаровательная, прелестная, прекрасная, искренняя, правдивая, сердечная, честная... Самая-самая-самая...

Конечно же, Алиса Бруновна Фрейндлих имеет множество наград и почётных званий, свидетельствующих о её выдающемся вкладе в искусство отечественного театра. Она - народная артистка СССР, Лауреат Государственных Премий России, Лауреат премии К. С. Станиславского, награждена Орденом Трудового Красного Знамени, Орденом Дружбы, удостоена звания Почётный гражданин Санкт-Петербурга.

И всё же не престижные регалии определяют масштаб её дарования, а любовь миллионов зрителей. Алиса Бруновна - из тех немногих актрис, которым люди верят и сердцем, и умом. Как мудрому доброму человеку, знающему о них сокровенную правду. И что удивительно, никто не отождествляет Фрейндлих с её персонажами, как это нередко бывает с актёрами, обладающими чарующим обаянием. Сценическим созданиям Фрейндлих присуща та изящная театральность, что позволяет артистке тонко обозначить своё личностное, человеческое отношение к происходящим на подмостках событиям. Ей доводилось играть и социально-публицистические роли. К примеру, в спектаклях «Интервью в Буэнос-Айресе», «Спешите делать Добро». И так называемые «характерные» (персонажей А. Н. Островского - Глафиру в комедии «Волки и Овцы» (1984), Хариту Игнатьевну Огудалову в кинофильме «Жестокий романс»).

Имея вкус к актёрскому лицедейству, игре формой и жанровой полифонии, Фрейндих находит смелое и порой самое неожиданное решение ролей клас¬сического репертуара. У её клоунессы Шарлотты в Чеховском «Вишнёвом саде» (1993) вдруг обнаружилось глубинное сродство с чаплиновскими персонажами, а шут в шекспировской комедии «Двенадцатая ночь» (2003) превратился в ироничного печального философа без пола и возраста (за роль шута актриса удостоена Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в 2004 году).

Стихия театральности, которой столь легко управляет на сцене Алиса Фрейндлих, пленила публику еще в ленсоветовском музыкальном спектакле «Люди и страсти», где она сыграла несколько ролей: Елизавета Английская, Уриэль Акоста, Мария Антуанетта, Лицо от театра. И в дальнейшем этот чудесный дар стремительного перехода из роли в роль, из образа в образ использовали другие режиссёры (уже на сцене АБДТ). Озорно жонглируя сценическими масками в спектаклях по пьесам Нила Саймона «Этот пылко влюблённый» (1985), «Калифорнийская сюита» (1999), актриса превратила двусмыслицы бродвейской комедии в остроумные сценические ходы. Из театральных зарисовок ситуаций, в которых оказывались женщины разных возрастов, социальных слоев и несхожих характеров возникал собирательный образ Женщины. Череда судеб на сцене явила зрителям ту вековечную драму одиночества, что всегда угадывается в давно ставшей привычной комедии нашей жизни. Умная парадоксальность художественной разработки образа уже давно признана «фирменным актерским знаком» Алисы Фрейндлих.

И всё же редкая оригинальность таланта Алисы Бруновны вряд ли объяснит феномен всенародной популярности этой удивительной актрисы.

Она заявила о себе как лирико-драматическая актриса. В спектаклях Театра им. В. Ф. Комиссаржевской по арбузовским мелодрамам с её участием шли «Таня» и «Мой бедный Марат», в Театре им. Ленсовета - зоринская «Варшавская мелодия» и володинская «Дульсинея Тобосская». Но почти сразу же она стала и королевой комедии. Её Элиза Дулитл в «Пигмалионе» Бернарда Шоу, Катарина из «Укрощения строптивой», задорно смеясь, завоевали сердца многих ленинградцев. Как оказалось, на долгие годы.

Фрейндлих прожила немало сценических жизней. И, наверное, справедливо говорить о разных периодах её творчества: четыре года в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской (1957-1961), более двадцати лет в Театре им. Ленсовета (1961-1983), и вот уже третий десяток в Большом драматическом театре. Крутые виражи случались в её судьбе - и все впечатления, озарения, вдохновенные прорывы в неведомое она смогла осмыслить, переработать, структурировать и поделиться добытым ею трудным знанием со зрителем. Они ведь умеют и любят думать, эти строгие, насмешливые, ироничные, страдающие и необыкновенно женственные в каждом своём проявлении героини Алисы Фрейндлих. И Леди Мильфорд из шиллеровской трагедии «Коварство и любовь» (1990), и леди Крум из «Аркадии» Т. Стоппарда (1998) отличались тонким умом, холодновато-трезвой проницательностью.

Впрочем, интеллектуализм присущ почти всем персонажам Фрейндлих. Способность показать мир мысли, суждений и чувств во всей его полноте и единстве обособляет Фрейндлих от многих других замечательных женщин-актрис. Её исполнение леди Макбет стало приметным событием в яркой истории постановок знаменитой шекспировской трагедии (за эту роль она получила Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит» и стала Лауреатом Государственной Премии России). Поражала непривычная острота в трактовке мировоззренческих проблем зловещей героини. Не о мировом зле и коварстве поведала актриса в роли леди Макбет. Она сыграла трагедию заблуждения. Трагедию душевной слепоты, на которую обрекает гордый ум каждого, кто возомнил себя Человеко-Богом.

Богатство собственной личности Фрейндлих привнесла в образы многих своих героинь: Ирину из володинской «Киноповести с одним антрактом» (1984), Барменшу из «Барменши из дискотеки» Ю. Андреева (1986). Способность воспроизводить на сцене скрытые душевные движения с их «подтекстом» и сосредоточенным внутренним действием оказалась созвучна исполнительской стилистике ансамбля БДТ. Фрейндлих органично вошла в прославленную труппу и вскоре стала одной из ведущих артисток.

Её партнером на долгие годы стал здесь Олег Басилашвили. Об их сценическом дуэте, уже воспетом всеми, восторженно заговорили вновь после выхода «Дядюшкиного сна» по Достоевскому, где Москалёва - Фрейндлих спокойно и твёрдо заправляла фантастическими событиями, ставя свой странный спектакль с обитателями города Мордасова.

Конечно, не все спектакли, в которых довелось играть актрисе, вошли в летопись отечественного театра. Но их не забыли, потому что в них играла Алиса. Ведь в её ролях, в самой её актерской индивидуальности, существе натуры ощущается духовная первооснова всей творческой направленности Фрейндлих.

Актриса выражает мысль о высшем назначении человека. 

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВЕСТИ * 03 Декабрь 2009 (003)

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий