Кузнецов Всеволод Анатольевич

Кузнецов Всеволод Анатольевич

Кузнецов Всеволод Анатольевич, народный артист России. Родился 9 июня 1928 года в Ленинграде. Вырос в театральной семье. С 1945 по 1949 учился в Ленинградском театральном институте им. А.Н. Островского. 

С 1945г. по 1951г. играл в Брянском драматическом театре. Его первые роли: Бакин «Таланты и поклонники» А.Н. Островского, Поднебесный «Счастье» Павленко, Виктор «Машенька» А.Н. Афиногенова. С 1951г. по 1952г. работает в Театре Балтийского флота. С 1952г. по 1956г. в театре им. Ленсовета, в котором В.А. Кузнецов играл главные роли в спектаклях «Хорошая песня», «Девицы-красавицы», «До новых встреч», «Недоросль». 

В 1956г. приглашен в труппу Большого драматического театра им. М. Горького. На сцене БДТ В.А. Кузнецов сыграл во многих прославленных, уже вошедших в историю спектаклях – «Когда цветет акация» Н. Винникова (Илья Шатилов), «Синьор Марио пишет комедию» А. Николаи (Пиччико), «Варвары» М. Горького (Гриша Редозубов), «Машенька» А. Афиногенова (Леонид Борисович), «Четвертый» К. Симонова (Второй пилот), «Горе от ума» А. Грибоедова (Скалазуб), «Палата» С. Алешина (Гончаров), «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта (Гири), «Традиционный сбор» В. Розова (Павел Козин), «Беспокойная старость» Л. Рахманова (Матрос), «Валентин и Валентина» М. Рощина (Володя), «Ревизор» Н. Гоголя (Земляника), «Ханума» А. Цагарели (Тимотэ), «Протокол одного заседания» А. Гельмана (Батарцев), «Лиса и виноград» Г. Фигерейдо, «Океан» А. Штейна, «Варвары» М. Горького, «Ревизор» Н. Гоголь, «Идиот» Ф. Достоевский. Одна из любимых ролей Кузнецова - хулиганский образ Ангела А в «Божественной комедии» И. Штока. В одной из последних премьер БДТ – «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана – ВА. Кузнецов сыграл Профессора Гейгера.

Всеволод Анатольевич Кузнецов считался прекрасным характерным артистом на роли второго плана - его лучшие работы не были главными, но запоминающимися. Сам он всегда утверждал, что «даже маленькие роли необычайно полезны - везде можно чему-то научиться, что-то новенькое и неожиданное попробовать и порадовать себя как актера». В 2002г. получил специальную премию «За верность Театру» Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».

В кино В.А. Кузнецов дебютировал в 1954г., сыграв одну из ведущих ролей в картине «Запасной игрок». Среди многих других его работ в кинематографе – «Достигаев и другие» (1959), «Верьте мне, люди!» (1964), «Живой труп» (1968), «Даурия» (1971), «Игрок» (1972), «Огарева, 6» (1980), «Свидание с молодостью» (1982), «Любовь, предвестие печали» (1994), «Театр Чехонте. Картинки из недавнего прошлого» (1996), «Менты. Часть 9. Инферно. Вторжение в частную жизнь» (1998).

Всеволод Анатольевич Кузнецов умер 4 июля 2003 года. Похоронен на Волковском православном кладбище Санкт-Петербурга.

Пресса

Карасев И. Всеволод Кузнецов: Я спал рядом с волком // Комсомольская правда. 2002. Март

 

Знаменитый актер оказался гурманом и хорошим кулинаром

 

C Всеволодом Анатольевичем Кузнецовым произошла беда. Спасли жизнь замечательному артисту хирурги. У актера началась гангрена, и другого выхода, как ампутировать ногу, у врачей не было...

Корреспондент Комсомольской правды навестил народного артиста России Всеволода Кузнецова у него дома. Светлая квартира с высокими потолками, шкафы, заполненные книгами. Дверь открыл сам хозяин.

 

- Вот видите, научился, даже не вставая с коляски, - шутит он. - Сейчас осваиваю протез. Спасибо родному театру - помогли. Действительно, Всеволод Кузнецов - один из ветеранов БДТ им. Г.А.Товстоногова. В прошлом году исполнилось 45 лет с того дня, когда Георгий Александрович пригласил его в прославленную труппу.

 

Хотя могло так случиться, что мы бы никогда не узнали Всеволода Кузнецова-актера. Все решил его величество случай. Рос Всеволод Анатольевич в артистической среде. Мама - Вера Кузнецова - часто снималась в кино, отец - Анатолий Кузнецов - играл в театре им. Ленсовета.

 

Как Кузнецов басни читал

 

- Я только-только вернулся в Ленинград после эвакуации. Встречаю своего закадычного друга Леню Персиянинова. Всю войну не виделись. У нас с ним было очень много общего. Обе мамы из Саратова, обе поступили в Пролеткульт, обе вышли замуж за двух друзей, родились мы с Ленькой в один и тот же год. Так вот, смотрю - он стоит мнется, потом говорит: Знаешь, а я в театральный поступил. Я был просто ошарашен. Думал, оба пойдем в училище им. Фрунзе. Ну ладно, давай вместе отметим это дело. А он говорит: - нет, не могу, нужно идти в институт заниматься уборкой. Приходим вместе в институт, а там такие девчонки красивые... Вдруг появляется студент-старшекурсник, из тех, что помогают на экзаменах. Подходит и говорит:

- Это вы на дополнительный прием фронтовиков? Да, отвечаю.

- А документ где?

Подаю документы, и молодой человек исчезает. Я еще и осмотреться не успел, как открывается дверь и мне говорят: Кузнецов - войдите! Захожу, кладу пальто на лавочку. Сначала все как в тумане, ничего и никого не вижу, потом прояснилось. Вижу, знаменитый Юрьев сидит. Ну что вы нам, молодой человек, прочтете? - спрашивает.

- На смерть поэта, промямлил я. Вспомнил, что в школе учили. А еще что?

- Басню. Орел и куры. 

Небанальная, скажу я вам, басня. Так, а станцевать?

Не стушевался, станцевал. Короче говоря, пока мой друг драил полы, я за 

15 минут умудрился поступить в институт. Прибегает он и удивленно так говорит: Я три тура пахал, а ты - раз и готово! И вот что я еще хочу сказать. Мне никогда мои родители не протежировали. Они были не за и не против. Говорили: Ты волен сам распоряжаться своей судьбой. Кстати, я точно так же поступил и в отношении своего сына. Он сейчас в университете философию преподает, а то было время, когда всерьез хотел стать актером. Правда, он немного картавил. Вот я его и спрашиваю: А как же ты будешь на сцене выступать? А он так здорово отреагировал: Я Ленина буду играть.

 

Настоящий гурман

 

Общеизвестно, что Всеволод Анатольевич - большой гурман. Знает и ценит кухни многих стран мира. Куда бы театр ни ездил на гастроли, Всеволод Анатольевич везде умудрялся прихватить книгу с рецептами национальных блюд. В его коллекции более 200 книг о вкусной еде. Сам артист предпочитает грузинскую кухню с острыми специями и ароматными травами. Пробовал он и блюда из экзотических животных. 

- Что, и лягушек ели? - наивно интересуемся мы. 

- А что - лягушка. Курица и курица. Вот мы однажды в Болгарии подшутили над нашим администратором. Купили панированную ножку лягушки, повара приготовили ее. Ну, он съел, нахваливает, какое мясо нежное у этой курочки. А мы ему: так это была не курица, а лягушка. Что было дальше, можно не рассказывать.

 

Мокрая Даурия

 

Снимался Всеволод Анатольевич у многих режиссеров. Запомнился ему один из его первых фильмов – «Запасной игрок». Вот что артист вспоминает: мы целый месяц плавали по Черному морю. Рядом со мной были Марк Бернес, Георгий Вицин, Павел Кадочников. Менялись только пассажиры, а мы так очень плодотворно работали. Да и фильм в итоге получился неплохим, пользовался успехом у зрителей в 1954 году.

 

Забавный случай произошел со мной на съемке фильма «Даурия». Снимали мы эпизод «Облава на волков» под Читой. По сценарию, я должен был лежать на земле и незаметно уснуть. Рядом со мной поставили клетку с волком, а еще неподалеку, и тоже в клетке, сидел оператор. Короче, клетку с волком открыли, а он там, черт его знает, засиделся что ли, подбежал прямо ко мне, взял и написал прямо перед носом. Все мои коллеги так и грохнули от смеха. Кстати, по сценарию, они тоже должны были смеяться надо мной - видишь, мол, проспал волков. 

Хорошо работалось мне с Лешей Баталовым в «Игроке». Знаете, бывает, что хороший актер не всегда становится хорошим режиссером. Некоторые носятся по площадке, кричат, орут, матерятся. Атмосферу создают, самую что ни на есть нервозную. Может быть, и не на тебя персонально кричат, но лучше с такими режиссерами вовсе не работать. А вот с Лешей было все наоборот: все просто и замечательно. И картина - конфетка.

За окнами начинает темнеть. А значит, пора и честь знать. Мы прощаемся с Всеволодом Анатольевичем, желаем ему скорейшего выздоровления, бодрости духа и чувства юмора.

 

Фирменный рецепт. Макароны по-шаляпински

 

В грибном соусе варят макароны. Потом их вынимают. На сковородку выкладывают грибы, с которыми варились макароны. К ним добавляют ложечку томата, две ложки сметаны, все это жарится, и получается своего рода подлива. Потом макароны выкладывают в латку, заливают подливой, посыпают тертым сыром и на 5 минут ставят в духовку. Получится такая вкуснятина, что пальчики оближете!

Игорь Карасев

 

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий