Решив проверить на практике простую мысль – «лучший портрет театра – это портрет его зрителя», – мы обратились к театральным зрителям с просьбой рассказать какой-либо случай, историю из своей жизни, связаную с Большим драматическим театром, вспомнить детали, запахи, звуки, обрывки фраз, оставшиеся в памяти, в общем – ответить на вопрос «что для меня БДТ?». Мы не делали различий между зрителями – спрашивали всех желающих, вне зависимости от социального статуса, возраста и профессии. <...> (развернуть)

Первым, с кем мы поговорили, был Михаил Борисович Пиотровский.

Что для вас БДТ?

 

Того БДТ, про который вы все время хотите, чтобы я сказал – того БДТ давно нет. <...> До Товстоногова для меня нет БДТ, и после Товстоногова это тоже уже совсем другой театр. Есть эпизод, это, конечно, уже эпизод, связанный с именем Товстоногова. И есть эпизод новый, который  сейчас начинается, и мне представляется это очень важно. <...> БДТ товстоноговский – это театр Товстоногова. Это отдельное явление <...> Для меня БДТ – это один из главных символов советcкого Ленинграда.

 

Вас когда-нибудь удивил БДТ, заставил изменить отношение к себе?

 

Нет, конечно, театр не может заставить человека изменить отношение к себе. Картина может, театр – нет.

 

И вы не допускаете такой возможности?

 

Я допускаю, но для меня театр – это не то же самое, что картина, не то же самое, что книга. Вот книга и картина – я могу допустить, чтобы они изменили мое мнение, но чтобы театр или не дай Бог кино изменили мое мнение – это для меня исключено.

Это интервью спровоцировало нас на иное отношение к проекту. Мы стали подходить к процессу не как фольклористы, собирающие мифы о легендарном театре, а как исследователи феномена БДТ, как археологи, пытающие понять суть и контекст явления.

 

Часто наши собеседники улыбались, пожимали плечами – «что в моем рассказе может быть интересного!», но постепенно стало очевидно, что зрительские воспоминания выходят за рамки обычных театральных баек. Люди не просто рассказывали о театре – они рассказывали о своей молодости, о Ленинграде, об уходящем времени. Наши интервью превратились в культурное и психологическое исследование, а многие часы видеозаписей – в портрет эпохи, «золотой эпохи» БДТ.

 

Мы увидели тот БДТ и то время с разных, часто противоположных, конфликтующих ракурсов. Каждый день мы будем публиковать в интернете по одному рассказу из серии «Мой БДТ». Поскольку сетевой формат, в отличие от телевизионного эфира, позволяет не ограничиваться жестко регламентированными секундами, самые интересные рассказы будут опубликованы целиком, без купюр.

 

Вы увидите монологи Юрия Темирканова, Эдуарда Кочергина, Даниила Гранина, Валерия Попова, Алексея Учителя, Владимира Рецептера, Игоря Корнелюка и многих зрителей театра.

 

Пишите режиссёру проекта Борису Павловичу по адресу faustus1980@mail.ru и договаривайтесь о съёмках.

Георгий Цхвирава
Режиссёр

Александр Киселев
Кинорежиссёр

Иван Ургант
Телеведущий

Дмитрий Ренанский
Театральный критик

Игорь Корнелюк
Музыкант

Владимир Рецептер
Актёр

Анатолий Смелянский
Театровед

Георгий Гречко
Лётчик-космонавт

Нинель Пляцковская
Театровед

Александр Калягин
Актёр

Лев Лурье
Историк

Алексей Бартошевич
Театровед

Валерий Попов
Писатель

Игорь Фертман
Бизнесмен

Олег Табаков
Актёр

Елена Горфункель
Театровед

Лев Додин
Режиссёр

Олег Гаркуша
Музыкант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор идеи и художественный руководитель проекта: Андрей Могучий

Режиссёр проекта: Борис Павлович
Редактор: Светлана Щагина

Операторы: Арсений Могучий, Евгения Марченко

Монтаж: Арсений Могучий

Звукорежиссёр: Эрик Дювале

Координатор проекта: Екатерина Арсеньева

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий