Шарков Андрей Анатольевич

Шарков Андрей Анатольевич

Заслуженный артист России

 

Окончил Горьковское театральное училище в Нижнем Новгороде в 1979 году.

В труппе театра с 1994 года.

 

Играл в спектаклях:

«Фома» Ф. Достоевского (Обноскин), «Макбет» У. Шекспира (1-я ведьма), «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта (Солдат-итальянец Фельдфебель), «Вариации феи Драже» А. Кутерницкого (Сосед), «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (Брат Лоренцо), «Лес» А. Островского (Милонов), «Пиквикский клуб» Ч. Диккенса (Тапмен), «Баллада о невеселом кабачке» Э. Олби (Мерли Райен), «Мотылек» П. Гладилина (Майор Морозов), «Борис  Годунов»  А. Пушкина (Игумен), «Маскарад» М. Лермонтова (Шприх), «Екатерина Ивановна» Л. Андреева (Ментиков), «Метод Гронхольма» Ж. Гальсеран (Энрике), «Таланты  и  поклонники»  А. Островского (Мигаев), «Дом, где  разбиваются  сердца» Б. Шоу (Менген), «Ночь перед Рождеством» Н. Гоголя (Чёрт), «Месяц в деревне» И. Тургенева (Афанасий Иванович Большинцов), «Кошки-мышки» И. Эркеня (Виктор Чермлени), «Школа налогоплательщиков» Л. Вернейля и Ж. Берра (Альфред Меню).

 

Участвует в спектаклях:

Основная сцена БДТ: «Что делать» по мотивам романа Н. Чернышевского (г-н Мерцалов).

Вторая сцена БДТ: «Фунт мяса»текст Н. Хрущевой на основе пьесы У. Шекспира «Венецианский купец»; «Калека с острова Инишмаан» М. МакДонаха  (Джоннипатинмайк), «Алиса» А. Могучего, С. Носова, С. Щагиной (Шалтай-Болтай).

 

Фильмография

«Благочестивая Марта» (1980), «Жизнь Клима Самгина» (1998), «Черный ворон» (2001), «Собрание памятных вещей» (2001), «Тайны следствия» (сезоны 1-16, 2001-2016), «Агент национальной безопасности — 3» (2001), «Улицы разбитых фонарей — 3» (сезоны 2, 4, 10; 1998-2010) «Танцующая на волнах» (2001), «Крот» (2001), «Убойная сила» (сезон 3, 2001), «По имени Барон» (2002), «Бандитский Петербург» (фильмы 5, 6; 2003), «Игра on-line» (2003), «Чужое лицо» (2003), «Братва» (2004), «Лабиринты разума» (2004), «Спецназ по-русски 2» (2004), «Тимур & его коммандос» (2004), «Вызов» (сезон 1, 2004), «Чертогон» (2005), «Брежнев» (2005), «Нежная зима» (2005), «Секретные поручения» (2005), «Золотой телёнок» (2005), «Королевство кривых…»(2005), «Мастер и Маргарита» (2005), «Морские дьяволы» (сезон 1, 2005), «Одна тень на двоих» (2005), «Риэлтор» (2005), «Сделка» (2006), «Bella Block» (Германия, 2006) «Поводырь» (2006), «Жизнь и смерть Лёньки Пантелеева» (2006), «Питер FM» (2006), «Рататуй» (2006),  «Старые дела» (2006), «Дюжина правосудия» (2006), «Ветка сирени» (2006), «Закон мышеловки» (2007), «Разведенные мосты» (2007), «Перстень наследника династии» (2007), «Сонька - Золотая Ручка» (2007), «Ночные посетители» (2007), «Платье от кутюр» (2007), «Золото Шлимана» (2007), «Литейный, 4» (сезон 1, 2007), «Новая жизнь сыщика Гурова» (2008), «С черного хода» (2008), «Двое из ларца — 2» (2008), «Я» (2008), «Дорожный патруль — 3» (2009), «Одержимый» (2009), «Одну тебя люблю» (2009), «Звезды» (2010), «Дом у большой реки» (2010), «Прятки» (2010), «Сонька. Продолжение легенды» (2010), «Литейный» (сезоны 5-7, 2011-2012), «Версия — 2» (2011), «Возмездие» (2011), «ППС» (2011), «Агент особого назначения — 3» (2012), «Гончие - 4» (2012), «Как назло, Сибирь» (Германия-Россия, 2012), «Мой дом – моя крепость» (2012), «Наружное наблюдение» (2012), «Подземный переход» (2012), «Хвост» (2012), «Шаповалов» (2012), «Возвращение» (2012), «Принцип Хабарова» (2012), «Хмуров» (2012), «Харбинец» (2013, в производстве), «Бывшая жена» (2013), «Смерч. Судьбы» (2013), «Три мушкетера» (2013), «Ленинград-46» (2014), «Наследие» (2014), «Гастролеры» (2014), «Квест» (2015), «Белая стрела» (2015), «Физрук» (сезон 4, 2016).

Комментарии: 1
  • #1

    Ольга (Среда, 12 Август 2015 16:26)

    Андрей Анатольевич, Вы-уникальный артист. Спасибо за интересные роли.

Пресса


Если вы смотрели хотя бы одну серию “Тайны следствия”, то наверняка вспомните обаятельного толстячка в берете, судмедэксперта, прибывающего на место очередного преступления с бодрым возгласом: “Манюня, опять кого-то убили?!” В миру это артист Андрей Шарков из БДТ. Он и в жизни озорник, любит пошутить, покуролесить… В общении внимателен, даже как-то уютен, внушает доверие, умеет слушать и явно служит доброй “жилеткой” для окружающих. «МК-Бульвар» воспользовался гостеприимством и провел выходные в Петербурге вместе с Андреем Анатольевичем. 

неСЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 

Шарков Андрей Анатольевич, родился 15 января 1958 года в Мурманске. Актер. Служит в Большом драматическом театре им. Товстоногова в Санкт-Петербурге. Играет в спектаклях: “Дом, где разбиваются сердца”, “Мотылек”, “Таланты и поклонники”, “Екатерина Ивановна”, “Борис Годунов”, “Маскарад”. Снимался в сериалах: “Тайны следствия”, “Мастер и Маргарита”, “Риэлтор”, “Одна тень на двоих” и т.д.

— Андрей Анатольевич, вы производите впечатление мягкого и неконфликтного человека. У вас, наверное, нет ни одного недоброжелателя? 

— Ну почему же, наверняка есть… Такой уж я человек, что и в театре, и на съемочной площадке никогда за словом в карман не лезу. Что на язык слетело, в себе не держу, высказываю. Просто к работе отношусь со всей серьезностью, и есть вещи, которые на дух не переношу… Не могу терпеть плохих артистов. Понимаю, что не имею на это никакого права, но говорю обычно им в глаза об их способностях. А в жизни я довольно покладистый, но упрямый, как все Козероги.

— Козероги еще и очень целеустремленные люди. Когда вы себе поставили цель стать артистом? 

— Это случилось в школе, где я посещал театральный кружок. Я обожал быть в центре внимания, мне нравилось производить эффект, поражать воображение аудитории какими-то байками, историями, анекдотами… Так что я всегда был болтливым и компанейским. Но мои родители (папа, Анатолий Афанасьевич, военный доктор; мама, Зоя Ивановна, зубной врач) надеялись, что я пойду по их стопам. Отец, энтомолог, всю жизнь занимался кровососущими двукрылыми, помню, выводил меня маленького в лес, там раздевал, чтобы я служил приманкой для комаров, ловил их на мне и прятал в пробирку. Так что я был жертвой науки (улыбается). И долгое время, надо признать, тоже был неравнодушен к медицине, не боялся крови и очень любил все живое — от собак до червяков… Видимо, в моем случае проявилась генетика мамы, которая стала врачом в конце войны только по причине безденежья, а на самом деле она закончила театральный вуз по классу вокала. Еще у меня есть младшая сестра, она педагог по образованию и в настоящий момент домохозяйка.

— Вы родом из Мурманска, а как оказались в городе на Неве? 

— Питер всегда был моей мечтой. Только в этом городе я хотел жить, а не в Москве, как большинство. Но мой путь сюда был тернист. Сразу после школы я пробовал поступать в ЛГИТМИК, но провалился и отправился пробовать счастья в театральное училище Свердловска. Там мне повезло больше, я был принят, но уже через год меня выгнали за пропуски занятий и острый язык. Как-то с мастерами на курсе мы обсуждали патриотическую пьесу Горбатого “Юность отцов”, и у меня сорвалось: “Горбатого могила исправит”. Естественно, это явилось еще одной каплей в чашу неудовольствия мной преподавательского состава. Не теряя времени даром, я тут же поехал в Нижний Новгород, где поступил сразу на второй курс театрального вуза, который на этот раз уже благополучно закончил. После института некоторое время пожил в Риге, в комнате, которая осталась от мамы, никак не мог устроиться в театр, поэтому бедствовал, даже, случалось, заходил в столовую и подъедал объедки со столов… Но вскоре началась активная театральная жизнь. Я сменил одиннадцать театров в самых разных городах России и, наконец, оказался в БДТ. Поступить в труппу этого прославленного театра тоже было моей юношеской мечтой наряду с мечтой жить в Питере.

— По какой причине вы каждый раз меняли место работы? 

— В основном по “идеологическим” соображениям, когда чувствовал дискомфорт от окружающего непрофессионализма. Я не ссорился с коллективом и недостатка в ролях у меня не наблюдалось. Правда, я никогда не играл больших ролей, на меня не ставили спектакли, как, впрочем, и не писали сценарии к фильмам. Но это не страшно. Есть герои-любовники, а у меня другая ниша — лучший друг героя.

— Но актерство — занятие тщеславных, скорее вы просто смирились с таким положением вещей. 

— Возможно. Потому что есть роли, которые я бы хотел сыграть. Мне кажется, я замечательный комедийный актер, и мои способности не используются. Да и в драме я мог бы себя проявить… Раньше бредил Хлестаковым, персонажи Мольера очень нравились… А сейчас я чувствую, как надо играть короля Лира, Клавдия в “Гамлете”… Есть ощущение, что я сделал бы это на уровне. В актерской профессии, как и в жизни, все хорошо в свое время. Пожилая актриса не обрадуется неожиданно свалившейся на ее долю Джульетте. Также и я понимаю, что даже если я приобрету свой молодой, стройный облик, но душой останусь таким же, как теперь, все равно уже не потяну того же Хлестакова. Мне уже так не побегать…

— Попав в труппу легендарного Товстоноговского театра, вы обнаружили, что тут царит какая-то особая атмосфера? 

— Я был безумно горд, что меня сюда, в отличие от многих, никто не привел за руку. Сам честно показывался аж три раза и в итоге был принят. Не сомневался, что именно в этом коллективе собраны лучшие, даже не актеры, а именно люди страны. Одни имена чего стоят — Лебедев, Стржельчик, Кузнецов, Попова, Призван-Соколова… Но очень скоро я увидел, что закулисная жизнь тут такая же, как и в любом другом театре, с ее интригами, злостью и завистью к более успешному коллеге.

— За четырнадцать лет работы в театре вы сыграли именно то, что хотели? 

— Нет. В БДТ годами выстроенная, строгая иерархическая система. Удивительно, но в нем сохранился дух советского времени, причем в чистом виде. Пока верхняя звезда не погаснет, снизу никто не поднимется, и это нужно воспринимать как данность. Тут четко распределены все места. Вот вы представляете себе, что даже на торжественных банкетах приглашенные супруги-артисты не сидят рядом, если он заслуженный, а она нет. У них будут приглашения в разные залы. Вообще я все понял про заведенную структуру театра уже в первый же день поступления в труппу. Был юбилей Басилашвили, утром я вместе со всеми репетировал капустник, а вечером, собственно, придя на само торжество, не обнаружил свою фамилию в списках размещения артистов на сцене (по рангу — впереди народные, за ними заслуженные и дальше все остальные). На недоуменный вопрос: “А где же мое место?” — зав.труппой мне ответила, что я еще не заслужил того, чтобы сидеть на сцене. Помню, был потрясен.

— Если бы вы решились перебраться в Москву, как многие ваши коллеги, ваша карьера вполне могла бы пойти в гору… Не задумывались на эту тему? 

— Вот и мой друг Витька Сухоруков всячески меня подбивает на покорение столицы, приводя себя в пример и убеждая, что без работы я тут не останусь. Но, может быть, дело в том, что я очень скептически к себе отношусь… В общем, переезд не планирую, это уже психологически трудновато, но очень хочу на свое пятидесятилетие, которое будет через год с небольшим, сыграть что-то значимое в каком-нибудь московском театре. Мне кажется, сегодня я этого достоин. И еще хочется преподавать. Чувствую, мне есть что сказать молодым ребятам.

— У вас много друзей в актерской среде? 

— Нет. Вот Виктор, и был еще Женька Дворжецкий, мой друг по юности. Его мама преподавала у нас в институте в Нижнем Новгороде, и Женя часто к нам заходил. У нас тогда была веселая компания… Сегодня мои друзья в основном не актеры. Вот, например, мой друг, хирург, помогал в создании образа судмедэксперта Лени Панова из “Тайны следствия”, учил правильно надевать резиновые перчатки.

— Ваш герой неунывающий, неугомонный реалист, вы в жизни такой же? 

— В Панове много моих черт, но в принципе я не такой, как он. Я пошустрее. А вот лексикон полностью мой. Мне близка такая речь, и иной раз даже удается с ходу придумать какие-то летучие фразы…

— Сериалы — это, разумеется, гарантированный кусок хлеба. А в полном метре сниматься предлагают? 

— Нет. Почему-то частенько так случалось, что Москва не утверждала мои пробы. Не знаю, в чем тут причина. Хотя, открою вам тайну, еще не осуществилась моя третья мечта. Мне очень хочется сняться у Никиты Михалкова, хоть в крошечном эпизоде. А пока работаю в сериалах. Вот недавно с большим удовольствием снялся в эпизоде у Мережко в “Соньке Золотой Ручке”. Я там играю старого еврея-лавочника. И еще у меня довольно большая роль в немецком фильме сериального типа, который демонстрируется по центральному германскому телевидению уже четырнадцать лет, но всего два раза в год. Их представители приехали в Петербург и выбрали меня.

— Вы говорите на немецком? 

— Да, и довольно неплохо. По-французски еще немного могу объясниться, хорошо понимаю голландский, потому как обожаю Амстердам и частенько там бываю.

— Давайте вернемся к вашей юности. Вы нравились девушкам? 

— Никогда. Как-то не довелось испытать особенное женское внимание, интерес к своей персоне. И то, что я не вызываю восторга у дам, породило во мне массу комплексов. Так что я далеко не донжуан. А вот увлекаться талантливыми людьми мне свойственно. Я даже в свою будущую жену, сокурсницу Татьяну Капитонову, влюбился сначала не как в женщину, а как в самую способную, подающую большие надежды артистку.

— Сколько вам было лет, когда вы встретились? 

— Мне двадцать, Тане двадцать три, и вот уже почти тридцать лет, как мы вместе. Таня всю жизнь посвятила мне, несмотря на то, что у нее были блестящие перспективы, она снималась в фильмах “Объяснение в любви” Авербаха, “Вы чье, старичье?” Хейфица и у других именитых мастеров, но впоследствии ее актерская судьба как-то не сложилась… И, видимо, это неслучайно, она актриса режиссеров масштаба Шепитько, Трегубовича… Она привыкла, что когда ей звонили с “Ленфильма”, то говорили, что режиссер такой-то хочет с вами встретиться и обсудить роль, поэтому сейчас, когда предложение о съемках начинают со слов: “А не могли бы вы…” — она сразу отвечает: “Не могла бы” и вешает трубку. Вот такой ужасный характер.

— Интересно, Татьяна понравилась вашей маме? 

— Было очень смешно, когда Таня впервые пришла к маме в гости, то почти с порога спросила: “А где тут у вас курят?” “Андрюша, а разве Танечка курит?!” — удивилась моя мама. “Она еще и пьет”, — ответил я ей. Это была шутка, как вы понимаете. Таня — это мой подарок судьбы, я не представляю жизни без нее, хотя, бывает, устаю от ежедневного общения и еду в отпуск один. Она мудрая и не возражает. “Все равно от меня никуда не денешься”, — говорит.

— Почему у вас нет детей? 

— В свое время мы их не завели, потому что жить не на что было. А сегодня уже поздно… Конечно, Таня очень хотела детей, она была бы прекрасной матерью… Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения.

— И не страдаете от того, что вы не папа? 

— В последние годы страдаю. А раньше я не любил детей, они меня даже раздражали. Несколько лет назад, на каком-то своем дне рождения, я даже невольно заметил, что пригласил в гости только бездетных друзей. Причем сделал это на бессознательном уровне… Но пять лет назад в нашу с женой жизнь все-таки вошел ребенок. У наших знакомых родился малыш, и как-то мы к нему душой прикипели. Любимее человека для меня сейчас нет на свете. Готов для него сделать буквально все, звоню ему постоянно… У меня даже есть мысли, что я ему много чего оставлю… Хочется, чтобы потом он вспоминал про меня. С возрастом появляется потребность в человеке, который бы приходил на могилу с цветами…

— Послушайте, вам еще рано об этом думать, лучше расскажите, какой вы в быту? 

— Домом занимается жена. Когда у нас шел ремонт, я вообще старался испариться и появлялся, уже когда все работы были закончены. Так что я никогда не брал в руки молоток, если вы об этом спрашиваете, и люблю комфорт уже созданный. Но при этом не понимаю артистов, которые не мыслят себя вне профессии. Я бы точно не пропал, хотя мало чего умею делать руками. Вот если только готовить. Я отъявленный гурман.

— Насколько вы материальны? 

— Скажем так, всегда жалею потраченные деньги, но назавтра с тем же успехом могу потратить такую же сумму. Видимо, я произвожу впечатление человека состоятельного, потому как в театре у меня нередко просят в долг. И я всегда даю взаймы, памятуя о том, что актеры старой гвардии, коих мне посчастливилось застать, никогда не отказывали в подобной помощи молодежи.

— Вы можете сформулировать, за что любите свой Петербург? 

— Это чувство невозможно объяснить. Просто мне здесь необыкновенно уютно, как будто я сижу в теплом одеяле, когда за окном идет дождь, и наслаждаюсь тем, что у меня на столе лежат пряники с булочками и кипит самовар… Может, это своего рода мазохизм, но мне по душе промозглость, тоскливость Санкт-Петербурга, лично я от всего этого испытываю удовольствие.

— Вас часто узнают на улицах? 

— Да, и порой эти встречи драматичны. Как-то раз на лестнице в переходе дедуля с огромными авоськами, увидя меня, развернулся, начал приветствовать и свалился вниз. Мне пришлось собирать содержимое его сумок и вести его в травмпункт, а по дороге о кино мы уже не говорили… Бывают и комичные истории. Так, недавно, на гастролях в Новосибирске, на местном рынке одна бабуля отвела меня в сторонку и заговорщическим шепотом поведала о том, что я чрезвычайно похож на одного известного артиста. Причем ей даже в голову не пришло, что я могу им быть. А однажды ко мне подошел мужчина со словами: “Мне кажется, я был у вас на приеме”. На что я ему ответил, что этого быть никак не могло, так как я работаю в морге.

 

Елена ГРИБКОВА

 

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий