Богачев Геннадий Петрович

Богачев Геннадий Петрович

Народный артист России

Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии в 1969 году.

 В труппе театра с 1969 года.

 

Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2009). Кавалер «Ордена Дружбы» (2004).

Лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая роль второго плана» за роль Поросёнка, который стал человеком в спектакле «Алиса» (2015). Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в номинации «Лучший актерский ансамбль» в спектакле «Пешком» (2012).

 

 

Играл в спектаклях

«...Правду! Ничего кроме правды!!!» Д. Аля (Сенатор Кинг), «Третья стража» Г. Капралова, С. Туманова (Владимир Михайлович), «Валентин и Валентина» М. Рощина (Александр Гусев), «Король Генрих IV» У. Шекспира (Немочь), «Тоот, майор и другие» И. Эркеня (Ассенизатор), «Ревизор» Н. Гоголя (Растаковский), «Ханума» А. Цагарели (Котэ Пантиашлвили), «Мольер» М. Булгакова (Захария Муарон), «Протокол одного заседания» А. Гельмана (Любаев), «Дачники» М. Горького (Замыслов), «Дом на песке» Р. Ибрагимбекова (Алик), «История лошади» по повести Л. Толстого «Холстомер» (Милый), «Тихий Дон» М.  Шолохова (Митька Коршунов, Михаил Кошевой, Степан Астахов), «Кошки-мышки» И. Эркеня (Йожи), «Пиквикский клуб» Ч. Диккенса (Натаниэль Уинкль), «Волки и овцы» А. Островского (Аполлон Мурзавецкий), «Перечитывая заново» Н. Погодина, И. Шведова (Лейтенант Корн), «Дундо Марое» М. Држича (Попива), «Ревизор» Н. Гоголя (Осип), «Островитянин» А.  Яковлева (Володя Сущев), «Амадеус» П. Шеффера (Ветерок), «Смерть Тарелкина» А. Колкера (Просвещенная личность), «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского (Сиплый), «Порог» А. Дударева (Шаргаев), «Модели сезона» Г. Рябкина (Плотников), «Я построил дом» В. Павлова (Виктор), «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса (Джим О’Коннор), «На дне» М. Горького (Васька Пепел), «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта (Мужья Клэр), «Салемские колдуньи» А. Миллера (Пэррис), «Ревизор» Н. В. Гоголь — Хлестаков (возобновление), «Призраки» Э. де Филиппо (Альфредо), «Макбет» У. Шекспира (Макбет), «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта (Питер Ламб), «Жорж Данден» Ж.-Б. Мольера (Господин де Сотанвиль), «Борис  Годунов» А. Пушкина (Басманов), «АRТ» Я. Реза (Марк),  «Ложь  на  длинных  ногах»  Э. де Филиппо (Бенедетто), «Дорогая Памела» Д. Патрика (Сол Бозо),«Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу (Гектор Хэшебай), «Черная комедия» П. Шеффера (Полковник Мелкетт), «Берендей» С. Носова (Рюрик), «Дон Карлос, инфант испанский» Ф. Шиллера (Великий инквизитор), «Школа налогоплательщиков» Л. Вернейля и Ж. Берра (Эмиль Фромантель), «Пешком» С. Мрожека (Суперий).

 

 

Участвует в спектаклях

Основная сцена БДТ: «Васса Железнова» М. Горького (Прохор Железнов),  «Мария Стюарт» Ф. Шиллера  (Джордж Тальбот).

Малая сцена БДТ: «Крещенные крестами» Э. Кочергина (голос автора).

Вторая сцена БДТ (Каменноостровский театр): «Мера за меру» У. Шекспира (Винченцио, герцог), «Алиса» А. Могучего, С. Носова, С. Щагиной (Поросенок, который стал человеком), «Томление» У. Бойда (Должиков Виктор Иванович).

 

Фильмография

«Проводы белых ночей» (1966), «Ханума» (1978), «Три ненастных дня» (1978), «Отпуск в сентябре» (1979), « Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979), «Сергей Иванович уходит на пенсию» (1980), «Карл Маркс. Молодые годы» (1980), «Скорость» (1985), «Исключения без правил» (1986), «Моодзунд» (1987), «Хмель» (1991), «В зеркале Венеры» (1999), «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» (2000), «Дело в шляпе», (2002), «Мастер и Маргарита» (2005).

 

Пресса

Ткач Т. Двойной юбилей в театре на Фонтанке // Невское время. 2005. 1 апр.

 

31 марта в БДТ состоялось необычное представление спектакля ART: чествовали народных артистов России Геннадия Богачева и Андрея Толубеева - обоим исполнилось по 60 лет. 

Вся их творческая жизнь связана с Большим драматическим театром. За верность Дому на Фонтанке благодарил юбиляров художественный руководитель театра Кирилл Юрьевич Лавров. Теплые слова произнесла губернатор Валентина Матвиенко. В ответ на горячие аплодисменты - аплодисменты любви и признательности за талант - юбиляры поблагодарили коллег и зрителей за дарованную им возможность стать артистами. Их творческим отчетом стали постановки, где эти замечательные актеры играют бенефисные роли. В марте Геннадий Петрович Богачев блистал в спектаклях «Дом, где разбиваются сердца», «Дорогая Памела» и «Ложь на длинных ногах». Андрея Толубеева приветствовали почитатели его таланта в «Маскараде», «Мотыльке» и комедии Э. де Филиппо «Ложь на длинных ногах». Праздничные юбилейные недели завершил ART — спектакль о мужской дружбе и преданности, об отказе от эгоизма и обретении утраченного было взаимопонимания. Эти темы прозвучали и в интервью артистов, которые предлагаем вниманию читателей.

Геннадий Богачев

 

- Бытует мнение, что по настоящему актер может состояться, будучи глубоко несчастным в личной жизни?

- Не обязательно несчастным, но одиноким. Как правило, не всегда все хорошо в семье у людей, которые состоялись. Страдание многое дает. Актер должен многое пропустить через себя. И если у него, скажем, такой школы нет... Знаете, я поступил в институт после школы. Тайна была в том, что я сам, по собственной воле, ушел после третьего курса в армию — у меня была возможность не ходить. Но я чувствовал, что моего школьного багажа не хватит на будущее. Пришел в военкомат и попросил, чтобы меня забрали, - это правда. Я сделал все, чтобы уйти, и не жалею об этом.. Через три года вернулся совсем другим человеком. Служил в ракетных войсках, был старшим сержантом, потом старшиной; у меня в подчинении были ребята на восемь лет старше меня. И вот это общение в армии, этот быт, тяжелая служба мне очень много дали. Я там много страдал. Были мысли о том, правильно ли сделал, ведь мои коллеги уже в театре работали, а я все еще тянул лямку... Но в результате все сложилось. Может, именно благодаря полученному опыту я поступил в Большой драматический театр.

- Не только страдания, но и удача сопутствовали вам.

- Я всегда второй. Нет, я не жалуюсь, это просто данность. Один из любимых моих спектаклей - ART. В пьесе я сразу обнаружил мотив пожилых друзей, которые прожили уже большой отрезок жизни, сейчас что-то делят, а делить-то нечего. И это показалось мне очень похожим на мою жизнь. К тому же я очень люблю играть с хорошими партнерами. А в ARTe у меня очень хорошие партнеры, просто получаю удовольствие от игры. Считаю, опять же, может, слишком самонадеянно, что этот спектакль — образец существования на сцене: мы каждый раз по-новому играем, в зависимости от ситуации, но всегда идем от обстоятельств.

- А что для вас в жизни самое ценное?

- Бескорыстие. Сам погибай, но товарища выручай. Меня в жизни постоянно выручали. Начиная со школы, когда давали списывать, потом подростками на улице выручали друг друга, в ситуации, когда болел - навещали, строил дачу - помогали, был пожар... Да масса ситуаций, когда друзья меня просто спасали. Ну и я старался ответить тем же.

- Но говорят, что сегодняшнее время - время одиночества.

- Да ерунда все это! Одиночки всегда были и будут, ненавижу этих одиночек: одиночки, как правило, эгоисты.

- Нередко говорят о том, что сейчас время сборных команд.

- К сожалению, это так. Сейчас пора антреприз, денег, команд, когда за три дня репетируют, сделают разводку на сцене - и к публике. По телевидению их видели — и они этим пользуются, спекулируют, как говорится, «капусту шинкуют». Но тот театр, который был, который люблю, я уверен, вернется, пусть и в другой форме.

 

Андрей Толубеев

 

- Вы сыграли немало персонажей, имевших власть: Марата, Нерона, генерала... И вместе с тем вместе все они люди рефлексирующие...

- Я думаю, что это нормальное состояние души. Живой человек этим комплексом обладает - в той или иной степени. Это ни хорошо, ни плохо, это факт - кому сколько отпущено.

- По внешним параметрам, казалось бы, ваш Бальзаминов на Малой сцене БДТ был антиподом власть имущим героям, но только по внешним – в финале он превращался в «торжествующего хама».

- О, вы не видели моих двух других Бальзаминовых, которых я сыграл в спектаклях Владимира Петрова в Театре-студии Университета! Они были такими трогательными людьми, людьми, оказавшимися не в своей тарелке, выросшими не в свое время и не на своей улице. Они были очень беззащитными и совсем не наглыми. Последний сыгранный мною Бальзаминов - человек другого плана, и он «не рыцарь моего романа».

- Что же вам ближе всего в человеческой душе и что вы стремитесь обнаружить в своих героях? Ведь по большому счету они все ранимы.

- Ну, конечно! Даже самый неприступный человек иногда надевает маску и тоже играет: ролевая форма жизни такая. Маской человек защищается, отгораживается от окружающих. На самом деле он растерян и не чувствует себя ни «гвоздем программы», ни «железным Феликсом» или «парнем из стали», хотя выглядит самовлюбленным, защищенным и властью, и деньгами. Вот это интересно для искусства, это факт, который можно художественно исследовать, и он будет интересен для зрителей.

- В своей жизни вы как-то определяете перспективу устремлений?

- В настоящее время живу, сообразуясь с тем, «что день грядущий мне готовит». А времени у меня становится все меньше и меньше: я с горки еду.

- Тем не менее отпущенное время вы продуктивно используете: пишете пьесы, рассказы, снимаетесь в кино и ведете телепередачи. Вас находит работа или вы ее находите?

- Я за ней не бегаю, но от нее не отказываюсь - это старый армейский принцип. Все же в своей другой жизни я был военным человеком, где солдаты жили по наказу «от службы не бегай, но на службу не напрашивайся». Так и я.

 

Беседовала Татьяна ТКАЧ

Кляйн Н. Щедрость таланта // Бизнес сегодня. 2005. Апрель

 

Артистом незаурядных способностей признали Геннадия Богачева уже на вступительном показе в труппу Большого драматического театра. С тех пор прошло более 35 лег, и все эти годы бессменной работы в БДТ Геннадий Петрович радует и удивляет зрителей и коллег своим вдохновенным искусством.

Актерский диапазон Геннадия Богачева необыкновенно широк. Четкий отточенный рисунок роли, будь то драма, трагедия, комедия или фарс, дополняется искренностью и неподдельностью каждого мгновения сценической жизни персонажа. Уже первая роль Александра Гусева в спектакле "Валентин и Валентина" на сцене БДТ стала несомненной актерской удачей. Потом были роли влюбленного князя Котэ Пантиашвили в легендарном спектакле "Ханума", очаровательного Натаниэля Уинкля в "Пиквикском Клубе", великовозрастного повесы Мурзавецкого в "Волках и овцах", мошенника Сола Бозо в "Дорогой Памеле". И во всех этих блестящих ролях ярко раскрылся незаурядный комедийный талант артиста. Актерские работы, созданные Геннадием Богачевым в жанре драмы, стали яркими явлениями театральной жизни.

Всех своих персонажей артист наделяет неординарной психологической характеристикой. Его Васька Пепел ("На дне" М. Горького) страстно искал места в честном и добром мире, но оказался "на дне" - и это было его болью и трагедией. В ставшей этапной роли Макбета Геннадий Богачев представил роковую метаморфозу человеческой души, не устоявшей перед искушением неограниченной власти. Для зрителей этот артист всегда остается воплощением щедрости, с которой он дарит каждому сидящему в зале частицу своего сердца и тепло души.

А шестого марта Геннадий Богачев отпраздновал свое 60-летие. Мы поздравляем Геннадия Петровича с юбилеем и желаем ему новых творческих побед.

Наталия КЛЯЙН

Лебедина Л. Геннадий Богачев: Я дышал в затылок Басилашвили. Народный артист России приоткрывает завесу над закулисной жизнью прославленного театра // Труд. 2006. 15 марта. №44

 

Нынешний БДТ невозможно представить без этого мастера. Он не просто его воспитанник, он звезда, любимец Товстоногова. О нем часто говорят: это настоящий мужик, с которым не страшно идти в разведку. После того как он снялся в телесериалах "Мастер и Маргарита" и "Брежнев", к нему стали чаще подходить на улице и просить автограф. Геннадий Петрович Богачев относится к этому с юмором. Он вообще веселый человек, широкий и щедрый. Будь по-другому, Богачев не смог бы так долго продержаться в знаменитой труппе, где существует своя табель о рангах. Вот об этих сложностях и неведомых зрителям секретах актерского коллектива мы разговаривали с Геннадием Богачевым в его гримуборной.

- 20 лет жизни под руководством Товстоногова было счастьем для вас или "каторгой", поскольку все говорят, что Георгий Александрович был диктатором?

- Уроки Товстоногова не прошли для меня даром, это была серьезная актерская школа, помогающая мне творчески выживать и сегодня. Да, он исповедовал добровольную диктатуру, но я готов был служить этому диктатору всю жизнь, потому что он был великим режиссером.

- Вы боялись Товстоногова?

- Да, его все боялись и уважали. Сейчас в большинстве своем актеры не боятся и не уважают режиссеров.

- Скажите, лично вас Георгий Александрович обижал?

- У меня был один момент, которого я ему никогда не прощу: он не пустил меня на захоронение урны с прахом отца, так как в это время мы репетировали "Пиквикский клуб". Георгий Александрович сказал: Геня (он всегда так называл меня), у нас несколько дней до премьеры, и ее нельзя срывать, что бы ни случилось". Я подчинился, но потом Бог наказал меня: через неделю я свалился с температурой 40, и мою роль сыграл другой артист.

- Скажите, когда Товстоногов ушел из жизни, для театра это было сильным потрясением?

- Ну примерно так, как для страны смерть Сталина, - жизнь кончилась. И хотя он говорил нам: "После моего ухода БДТ должен стать другим театром", - мы с этим не были согласны, поскольку перемениться уже не могли. Слава Богу, нашелся такой человек, как Кирилл Лавров, который, словно Моисей, повел нас через пустыню.

- Но ведь и Товстоногову жилось нелегко. Сейчас многие представляют его как мученика, страдающего от диктата власти, цензуры.

- Никаким мучеником он не был. Конечно, Товстоногов шел на какие-то компромиссы с властью, но это заставляло его находить те выразительные средства, тот эзопов язык, которые делали его спектакли выдающимися. И "Тихий Дон" он поставил не из конъюнктурных соображений, а потому что Шолохов написал удивительно правдивое произведение. И Горького Товстоногов ставил потому, что его творчество ложилось ему на душу. Это потом в нашем же театре все отвернулись от провозвестника социалистического реализма, забыв, что лучшие спектакли мэтра были по горьковским пьесам: "Мещане", "Варвары".

- Постоянно занимая вас в спектаклях "Ханума", "Ревизор", "Мольер", "Волки и овцы", Товстоногов говорил, что вы дышите в затылок Олегу Басилашвили. А теперь?

- Как дышал, так и продолжаю дышать, но обогнать пока мне его не удалось. К тому же только после "Макбета" наши аксакалы стали принимать меня всерьез, а до этого я числился у них в мальчишках.

- Раз уж мы заговорили о "подводных камнях" в театре, то я вспомнила книгу бывшего вашего артиста Владимира Рецептера "Прощай, БДТ", в которой он подводит черту под славным прошлым театра, где уже нет ни прежних озарений, ни полетов. Как вы отнеслись к этой книге?

- Отрицательно. Нынешний руководитель Пушкинского центра, неплохой стихоложец повел себя омерзительно по отношению к своим товарищам. В одной из глав своей книги он рассказывает о наших гастролях в Японии, где актеры якобы охотились за коврами и техникой, чтобы потом продавать это в Питере. Поскольку я больше всех разбираюсь в "говнитофонах", то все бегали ко мне за советами. Пришлось организовать инициативную

группу, чтобы всем купить видеотехнику в одном магазине со скидкой. Владимир Эммануилович тоже был в этой группе, после чего написал, будто я продал привезенную аппаратуру и на эти деньги купил себе квартиру. Грубая ложь, потому что этот музыкальный центр до сих пор у меня работает. Я ему хотел за это по морде дать, но потом пожалел. Неправда и то, что он единственный в труппе ходил на экскурсии и каждый день обедал в ресторанах. Да не было у нас таких больших суточных... Кроме того, я видел, как Рецептер ел те же растворимые каши и супы, что и мы, приготовленные с помощью кипятильника.

- С другой стороны, посмотрите, как скромно и достойно ушел из БДТ Сергей Юрский вместе с Натальей Теняковой, хотя он говорил мне, что в то время его выдавливали из Ленинграда.

- Это власти выдавливали, но не театр. Ему не могли простить, что он дружит с "предателем" Барышниковым, позволяет себе смелые высказывания в адрес "хозяина" города Романова, и поэтому всюду Юрскому перекрывали кислород, в том числе на телевидении, на радио. Для меня и по сей день Сергей Юрьевич остается самым любимым артистом и большим умницей. Когда я смотрел нынешний телесериал "Золотой теленок" с холодным и пустым Остапом Бендером в исполнении Олега Меньшикова, то не раз вспоминал в этой роли блистательного Юрского.

- Но ведь вы тоже поучаствовали в экранизации классики, снявшись в телесериале "Мастер и Маргарита". Скажите честно, на ваш взгляд, фильм удался?

- К сожалению, получилась всего лишь иллюстрация гениального романа. Мне кажется, талантливый Владимир Бортко пошел не тем путем, ему надо было вытягивать какую-то одну линию и на ней строить весь телесюжет. К сожалению, не оправдал моих надежд и телесериал "В круге первом". Я вообще боялся его смотреть, не хотел портить свои юношеские впечатления от романа, который мне дали почитать всего на одну ночь. Здесь же сложилось такое впечатление, что вместо напряженного, насыщенного конфликтами действия хорошие люди собрались поговорить о судьбах России.

- И все же, надеюсь, вы не будете отрицать, что Евгений Миронов сыграл молодого Солженицына замечательно.

- В отличие от Меньшикова Миронов в каждом фильме меняется, достигая необыкновенного перевоплощения. Думаю, он много настрадался, много ночей помучился, прежде чем подойти к тому же князю Мышкину в "Идиоте".

- Геннадий Петрович, вы ведь тоже страдали, когда работали над Макбетом?

- Еще как, потому что ломал себя и свою психику. Но как ни странно, больше всего страдал оттого, что играл вместе с Алисой Фрейндлих. Сама по себе она гениальная актриса, но ей не нужны партнеры, а если и нужны, то, как в балете, - для поддержки, чтобы ее носили на руках. Мне же всегда казалось, что Шекспир написал пьесу о влюбленном Макбете, идущем на преступление ради своей жены, но не ради самой власти. И в этом смысле мы расходились с Алисой. В конце концов, после семи лет моих мучений я настоял, чтобы спектакль сняли с репертуара.

- И как на это реагировала Алиса Бруновна?

- Была против. Меня поддержал режиссер Темур Чхеидзе, он видел, как я извожу себя и как мы с Алисой никак не можем наладить контакт. Приведу пример: в спектакле есть такая рисковая мизансцена, когда леди Макбет садится на меня верхом и я прижимаю ее к себе так, что кости трещат. После этого Алиса как-то стеснительно поправляла юбку и говорила: "Ну нельзя же так, Геня!"

- Скажите, на сцене трудно играть любовь?

- Все зависит от партнерши. Когда говорят, будто для того чтобы реалистично сыграть любовь, надо прежде переспать с партнершей, не верьте этому. Ведь это искусство, и многое можно дофантазировать, если, конечно, героиня идет тебе навстречу. Я прекрасно изображал любовь вместе с Наташей Даниловой, Леной Поповой, хотя у нас не было романтических отношений.

- Глядя на вас, я удивляюсь, как вы в таком уже не юном возрасте умеете сохранять первозданность чувств. Кто этому помогает?

- В первую очередь дети, которые, к сожалению, живут от меня далеко. Сын от первого брака - в Америке, дочери-близняшки от второй жены - в Англии. Два раза в год они приезжают ко мне, и мы тут с ними оттягиваемся по полной программе: ходим в лес за грибами, ловим рыбу, сидим ночью у костра, паримся в баньке. Я им готовлю разные блюда, поскольку сам гурман и люблю красиво выпить под хорошую закуску. К этим семейным уик-эндам я готовлюсь целый год, зарабатываю деньги на озвучивании иностранных фильмов, снимаюсь за высокие гонорары, поскольку в театре платят гроши. Вы не поверите, но однажды, уже будучи народным артистом России, я во время отпуска ездил в Финляндию и работал там в строительных бригадах. Научился делать мебель - видимо, это я унаследовал у отца, у которого были золотые руки. Поэтому я ничего не боюсь: не буду актером, стану столяром. К тому же у меня много друзей, а общение с хорошими людьми меня всегда эмоционально заряжает.

- То есть одиночество не ваша стихия?

- Нет, я должен обязательно для кого-то жить, быть востребованным другими. Все мои бывшие жены и любовницы по-прежнему дружат со мной. В этом я похож на Андрюшу Толубеева, который сидит со мной в одной гримуборной. Он удивительный, добрейшей души человек. Никогда никого не забывает, всем своим прежним подругам дарит подарки на праздники. Они часто собираются в нашей гримерке после премьеры.

- Скажите, а ваша нынешняя жена актриса?

- Упаси Боже! Зачем же мне второй театр в доме? Когда в семье один актер - и этого уже много.

- И все-таки, несмотря на маленькие оклады в театре и разные закулисные интриги, вы пока не собираетесь уходить из БДТ?

- Как говорит мой старший брат, военный: дважды не присягают!

Любовь Лебедина

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий