Бедова Татьяна Александровна

Бедова Татьяна Александровна

Заслуженная артистка России

 

Окончила драматическую студию при Ленинградском ТЮЗе в 1968 году.

 В труппе театра с 1976 года.

 

Играла в спектаклях:

«Дачники» М. Горького (Соня), «Влияние гамма-лучей на бледно-желтые ноготки» П. Зиндела (Тилли), «Последний срок» В. Распутина («Танчора»), «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова (Валентина), «Пиквикский клуб» Ч. Диккенса (Эмили), «Эмигрант из Брисбена» Ж. Шехаде (Анна), «Наш городок» Т. Уайлдера (Ребекка), «Волки и овцы» А. Островского (Пастушка, купидон), «Дундо Марое» М. Држича (Пере, невеста Маро), «Роза и крест» А. Блока (Девушка, поваренок), «Дядя Ваня» А. Чехова (Соня), «Поэтические страницы» (М. Цветаева. Конец Казановы), «Амадеус» П. Шеффера (Придворная дама), «Мачеха Саманишвили» Д. Клдиашвили (Манана), «Сад без земли» Л.  Разумовской (Аня), «Киноповесть с одним антрактом» А. Володина (Девушка в джинсах), «Рядовые» А. Дударева (Люська), «Последний посетитель» В. Дозорцева (Вера),  «На дне» М. Горького (Анна), «История лошади» по повести Л. Толстого «Холстомер» (Хор), «Дворянское гнездо» И. Тургенева (Маланья), «Солнечная ночь» Н. Думбадзе (Мать Темура), «Черная комедия» П. Шеффера (Мисс Фернивел), «Кошки-мышки» И. Эркеня (Михайне Алмаши).

 

Участвует в спектаклях:

Основная сцена БДТ: «Васса Железнова» М. Горького (Дунечка), «Время женщин» Е. Чижовой (Ариадна), «Человек» по мотивам книги В. Франкла «Скажи жизни "Да": записки психолога, пережившего концлагерь».

Вторая сцена БДТ (Каменноостровский театр): «Дом Бернарды Альбы» Ф. Гарсиа Лорки (Пруденсия), «Томление» У. Бойда (Ольга).

 

Фильмография

«Преступление и наказание» (1969), «Влияние гамма-лучей на бледно-желтые ноготки», (1970), «Хозяин» (1970), «Начало» (1970), «Прощание с Петербургом» (1971), «Салют, Мария» (1971), «Житейское дело» (1976), «Приключение маленького папы» (1979), «Таинственный старик» (1980), «Сквозь огонь» (1982), «Тепло родного дома» (1983), «Пиквикский клуб» (1986), «Дядя Ваня. Сцены деревенской жизни» (1986), «Криминальный роман» (1988), «Из жизни Федора Кузькина» (1989), «В ожидании Элизабет» (1989), «День любви» (1990), «Страсти по Анжелике» (1993), «Грешная любовь» (1997), «Поживем – увидим» (1997), «Улицы разбитых фонарей. Чарующие сны» (1998), «Менты 8. Попутчики. Ля-ля-фа» (1998), «Империя под ударом. Голубой конверт. Авель и Каин. Гапон. Камикадзе. Охота на губернатора. Начало века. Сашка-химик» (2000), «Империя под ударом. Великий провокатор» (2001), «Агент национальной безопасности 3. Заколдованный город» (2001), «Менты. Улицы разбитых фонарей 4. Настройщик» (2001), «Менты. Улицы разбитых фонарей 5. Альбом великого поэта» (2003), «Прииск» (2006), «Прииск 2. Золотая лихорадка» (2006), «Литейный. Отцы и дети» (2009).

Пресса

Заслуженная артистка России Татьяна Бедова любителям кино известна по роли Сони Мармеладовой в фильме Льва Кулиджанова "Преступление и наказание". Петербургские театралы вот уже тридцать лет видят актрису в спектаклях на сцене БДТ имени Г. А. Товстоногова. За эти годы ею создано немало значительных актерских работ. Сегодня в БДТ Татьяну Александровну можно увидеть в спектаклях "Черная комедия" и "Васса Железнова". Но ждет нас и премьера нового спектакля с участием актрисы на другой сценической площадке. 

- Татьяна Александровна, сейчас ставится пьеса Григория Демидовцева "Кофейная чашка". Расскажите об этой работе. 

- "Кофейная чашка" - любопытная и необычная пьеса. Она отличается от современной драматургии. В ней - не лихо закрученный сюжет, а - жизнь. Причем, не только ее внешние проявления и отношения, но и то, что происходит с нами, внутри нас. Эта пьеса том, что наши желания и фантазии иногда заводят нас туда, куда не надо бы заходить. Человеку следует понимать это. Мы определяем "Кофейную чашку" как притчу. Моя героиня потеряла мужа. Она не может жить без любви, но у нее осталась только память. И она много размышляет, как ей прожить оставшуюся жизнь. Но мне бы не хотелось об этом много говорить. Потому что, работая над пьесой, мы сами открываем многое и в ней, и в себе. 

- Пьесу ставит Владимир Петрович Марков. Как вам работается с ним? 

- Владимир Петрович - замечательный педагог. Он хорошо понимает, что хочет получить в конечном счете, и умеет это объяснить. При этом он полностью доверяет артистам. 

- Татьяна Александровна, вы играли Соню Мармеладову в экранизации "Преступления и наказания" Льва Кулиджанова. Сейчас, когда вышла на экран новая киноверсия, что испытали? 

- Все всколыхнулось в памяти, и, конечно, стало жаль, что так далеко то время. Ведь фильм снимался без малого сорок лет назад. Хотя, жалеть нечего, просто радостно, что это было. Я тогда только окончила студию, и так повезло... 

- Как это получилось? 

- Я закончила студию при ТЮЗе. Кстати, и Георгий Тараторкин, который сыграл Родиона Раскольникова, тоже там учился. Ассистент по актерам Полина Познанская подбирала актеров для "Преступления и наказания" в Ленинграде. Она пришла к нам в студию, и я была представлена ей. Меня вызвали на пробу в Москву, и случилось так, что меня не утвердили. Было очень горько и обидно. Ведь я чувствовала, что это моя роль. Но спустя полгода, когда фильм уже снимался с другой актрисой, вернулись к моей кандидатуре. И я начала сниматься в этой замечательной картине. Наверное, это судьба. 

- А как вы считаете, судьба много значит в жизни актрисы? 

- Да, я думаю, что если роль твоя, то она обязательно найдет тебя. Вот, например, имя Соня для меня знаковое. Так звали мою героиню в "Преступлении и наказании". И в БДТ в спектакле "Дядя Ваня" я играла Соню. Роли эти во многом перекликающиеся, обеим героиням присуща жертвенность. 

- Помните свои первые впечатления от работы с таким мастером как Лев Кулиджанов? 

- Лев Александрович - это великий мастер и я, пожалуй, никогда не испытывала такой радости от работы и такого внимания к актеру, его внутренней жизни. Он очень хорошо понимал, как настроен актер, может или не может работать и как ему помочь. Лев Александрович владел каким-то особым словом, после которого просто крылья расправлялись, и ты летел. А какие партнеры рядом были: Иннокентий Смоктуновский, Ефим Копелян, Майя Булгакова, Георгий Тараторкин! Что ни персонаж, то звезда. Георгий немного старше меня. Но у него уже были главные роли в театре, достаточно большой послужной список. 

Поэтому ответственность была велика. Не хотелось оказаться в ситуации, когда ты не в состоянии справиться с ролью, хотелось дотянуться, приблизиться к этим мастерам. Но я понимала, что мне доверяют, и не боялась. А Лев Александрович чисто педагогически всегда после дубля говорил: "Замечательно, хорошо!". А если ему надо было что-то поправить делал замечания спокойно, тихо. И я не думала, что делаю что-то не так. Скажем так: работа требовала большого нервного напряжения, и вместе с тем, это была счастливейшая пора в моей жизни. 

- Тогда вы были начинающей актрисой. Сейчас, имея за плечами уже большой профессиональный опыт, когда пересматриваете фильм, не возникает желания что-то изменить в свой работе? 

- Нет, я не думаю об этом. И не потому, что я там все сделала безупречно. Просто это, как первая любовь. Не повторяется такое никогда. Это был счастливейший, ни с чем не сравнимый период жизни 

- Интересно было бы узнать ваши впечатления от новой экранизации "Преступления и наказания от нее? 

- Вы знаете, я смотрела с интересом. Я понимала, что это совершенно другое произведение, другая позиция и другой взгляд режиссера. Не хочу анализировать, давать оценку - пусть это делают специалисты, критики. Но смотрела с интересом. 

- Что скажете о новых исполнителях ролей Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой? 

- Они другие: и Соня, и Раскольников. И актеры, которые их сыграли также счастливые люди уже потому, что прикоснулись к такому материалу. Это ведь не проходит бесследно, а дает стимул на всю дальнейшую жизнь, на следующие роли, на выбор этих ролей. Это большая ответственность. И я искренне рада за этих молодых актеров, что они также пережили замечательное прикосновение к великому. 

- Татьяна Александровна, что бы вы пожелали в новом 2008 году нашим читателям, будущим зрителям "Кофейной чашки"? 

- В последнее время нас перестало что-либо удивлять и потрясать. Мне хотелось бы, чтобы каждому из нас удавалось открывать для себя что-то новое, удивляться и потрясаться открытому. Чтобы мы не очерствели в конец. Мне кажется это очень важно. 

 

Наталия Кляйн. Каждая роль - судьба // НевоРусь. 2007. №2 (18)

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий