Вторая сцена БДТ (Каменноостровский театр)

Санкт-Петербург, площадь Старого Театра, 13

ВТОРАЯ СЦЕНА БДТ ИМЕНИ Г. А. ТОВСТОНОГОВА

Каменноостровский театр является памятником русского деревянного зодчества периода классицизма. Это единственный сохранившийся в России деревянный театр, построенный в 1827 году по проекту Смарагда Шустова на Каменном острове. Театр был одним из летних развлечений для великосветского общества, в число его зрителей входили члены императорской семьи, придворные, высшее офицерство. После революции 1917 года театр на протяжении нескольких лет находился вне ведомственной принадлежности; впоследствии в здании театра, расположенном в Центральном парке культуры и отдыха, проходили кинопоказы, развлекательные вечера. С конца 1960-х в здании располагался Телевизионный театр Ленинградской студии телевидения. На протяжении XIX и XX века Каменноостровский театр многократно реконструировался. 

В 2001 году постановлением Правительства России Каменноостровский театр был признан памятником архитектуры федерального значения. В октябре 2005 года указом Президента РФ здание было передано БДТ и сразу после передачи закрылось на реконструкцию. Старинный театр оснастили современным оборудованием, сохранив историческую подлинность в архитектуре. С 2012 года Каменноостровский театр принимает зрителей как Вторая сцена БДТ. 

ИЗ ИСТОРИИ КАМЕННООСТРОВСКОГО ТЕАТРА

История Каменноостровского театра тесно связана с историей императорской резиденции на Елагином острове. В конце 1810-х Елагин дворец, некогда принадлежавший директору Придворных театров и музыки Ивану Елагину, был выкуплен Александром I и стал летней резиденцией императорской семьи. В 1826 году был разработан проект летнего театра на Елагином острове, но Николай I, ознакомившись с проектной документацией и сметой, распорядился отложить строительство. В 1827 году было принято решение о строительстве летнего театра на Каменном острове; идеи, использованные при разработке проекта Елагинского театра, нашли отражение и в работе над новым зданием. Строительные работы были поручены автору проекта, архитектору Смарагду Шустову, и проходили с середины мая по конец июня. Театр открылся 1 июля 1827 года комедией Ж. Дьёлафоа, которая в русском переводе Василия Каратыгина называлась «Двое за четверых, или Ревность и шутка».

 

Зал Каменноостровского театра состоял из партера, трёх ярусов лож, балкона и галереи и вмещал около семисот пятидесяти зрителей. Светлая мебель — кресла, стулья, скамейки — была выполнена по проекту самого Шустова из карельской березы. Зал украшал занавес яркого лимонно-желтый цвета, а потолки и ложи были покрыты росписью, выполненной по рисункам художника А. Ширяева: арабески — в обитых голубым бумажным бархатом ложах, гирлянды цветов — на потолке. 

 

Здание строилось как временное сооружение, но простояло почти 17 лет. Однако грунтовые воды и почти ежегодные наводнения привели к разрушению его основания. В июле 1843 года казна открыла финансирование строительных работ по проекту и под руководством Альберта Кавоса. Он реконструировал театр. Стены здания разобрали, сохранив театральный зал. Из кирпича соорудили ленточный фундамент, облицованный известковыми плитками. Новые стены построили из вертикально установленных сосновых брусьев, снаружи здание обшили горизонтальными досками. Окна теперь расположились не в два, а в три яруса. На подвесном потолке вновь укрепили плафон. Борта лож обили пурпурным триком, министерские и императорскую ложи украсили резьбой по дереву, остальные ложи – росписью на белом фоне. Лимонно – желтый занавес заменили на пурпурно-красный с геометрическим орнаментом. Открытие обновлённого здания состоялось 11 июля 1844 года. Французская труппа представила пьесу «Опасное средство» Ипполита Оже и водевиль «Феи Парижа». 

 

Представления на сцене летнего театра давались регулярно до 1859 года, эпизодически – до 1881 года. В 1882 году театр закрыли – в здании разместился склад запасных декораций. В 1907 году в помещениях был восстановлен паркет из дуба, в 1915 году — сделана реставрация фасадов театра.

 

После революции 1917 года театр оказался вне ведомственной принадлежности. Какое-то время он принадлежал дирекции Ленгостеатров, но в 1926 году она от него отказалась. С 1926 по 1929 годы здание никому не принадлежало, в нем обитали бродяги и беспризорники. В 1929 году театр обследовала специальная комиссия, определившая, что здание разрушается. В октябре 1931 года Петроградский райсовет выступил с  предложением о его разборке, но в 1932 году здание передали Центральному парку культуры и отдыха. Глава архитектурно-планировочного сектора ЦПКиО, архитектор Евгений Катонин, выполнил проект внутренней реконструкции. В ходе ее живописный плафон  с цветочным орнаментом был снят и по проекту самого архитектора сделан новый – в виде языков пламени, а борта лож расписаны геометрическим орнаментом. Зрительный зал увеличили, перекрыв оркестровую яму. Боковые ложи — директорскую и царскую — разобрали для устройства сквозного прохода, а в царской ложе установили кинобудку. Стены здания, фермы и перекрытия укрепили, восстановили историческую окраску фасадов – под серую известь с белыми декоративными элементами.

С 1935 года Каменноостровский театр вновь стал памятником архитектуры, охраняемым государством, и до 1938 года использовался для показа кинофильмов и проведения вечеров отдыха. 

 

В 1940 году здание было передано городскому управлению домами отдыха, в нем провели выборочный ремонт. В начале Великой Отечественной войны в 1941 году стены были пропитаны противопожарным средством (суперфосфатом), полы засыпаны песком, частично вывезли оборудование и мебель. В декабре 1942 года установили доску: «Здание сносу не подлежит. Находится под охраной государства». В 1943 году его передали военному госпиталю №107 и открыли кинозал для раненых.

В послевоенные годы Каменноостровский театр вновь опустел. Согласно распоряжению Ленинградского городского совета депутатов трудящихся здание должно было использоваться только по прямому назначению; согласно требованию Государственной инспекции по охране памятников истории и культуры портал сцены, ярусы лож и основное плановое решение театра подлежали сохранению. Это требование отпугивало потенциальных арендаторов, по большей части предлагавших разместить в здании склады или спортивные и игровые залы. 

 

В 1962 году дирекция ЦПКиО получила разрешение на разработку проекта реконструкции театра и приспособление его под зал отдыха для молодежи. Проект реставрации театра был разработан архитектором Ириной Бенуа в течение 19641967 гг. Сотрудниками специализированных научно-производственных мастерских были реставрированы фасады, построены боковые крыльца, отремонтирован цоколь и т.д. Однако все, что оставалось от театра Шустова, ликвидировали – разобрали ложи бенуара, убрали кресла из партера, а также механизм подъема пола в зрительном зале. В 1967 году здание было передано Ленинградской студии телевидения, в нём разместился телевизионный театр. 

 

До 1997 года театр принадлежал ГТРК «Петербург — Пятый канал» и функционировал как телевизионный театр. С 1997 по 2000 годы были проведены реставрационные работы; в здании размещался клуб спортивного бального танца «Ювента». В октябре 2005 года указом президента РФ театр был передан в ведение БДТ им. Г. А. Товстоногова.

В конце 2006 года Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры разработал концепцию проведения комплексных ремонтно-реставрационных работ, основной задачей которой является безусловное сохранение высокой степени подлинности памятника. После завершения реконструкции с 2012 года Каменноостровский театр принимает зрителей как Вторая сцена БДТ. 

 

На XIX Европейской специализированной выставке по реставрации и охране памятников "Denkmal-2010" проекту реставрации и приспособления для современного использования здания Каменноостровского театра присуждена золотая медаль «За выдающиеся заслуги в области реставрации». 

 

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий